ВСЕ НОВОСТИ
  VII съезд Федерации независимых
профсоюзов России

VII съезд Федерации независимых
профсоюзов России

Печать

12 Январь 2011

Печать

12 января 2011 г. в 16.00 в Москве в пассажирском вагонном депо «Москва – Киевская» открылся VII съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, который продлится три дня.

 

В повестке дня профсоюзного форума: Отчет Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений VI съезда ФНПР, стратегии и тактике дальнейших действий по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов; Программа действий ФНПР на период до 2015 года; выборы Председателя ФНПР, коллегиальных и контрольных органов.

 

Участие в работе Съезда принимают Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, руководители других ветвей государственной власти, депутаты Госдумы, представители объединений работодателей, политических партий, религиозных конфессий, научной и творческой общественности, зарубежных профцентров, международных организаций.

 

Открывая Съезд, Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России М.В. Шмаков объявил, что на профсоюзный форум прибыли 693 из  724 делегата, избранных членскими организациями на VII съезд, председатели профкомов первичных профсоюзных организаций, ветераны профсоюзного движения, руководители учебных заведений профсоюзов, молодежных советов и комиссий, а также руководители профсоюзов и профсоюзных объединений, сотрудничающих с ФНПР. На съезде аккредитованы и освещают его работу более ста представителей средств массовой информации.

 

Председатель ФНПР М.В.Шмаков зачитал приветственное послание Президента России Д.А.Медведева VII съезду ФНПР.

 

С кратким Отчетом Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений VI съезда ФНПР, стратегии и тактике дальнейших действий по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов Генерального Совета ФНПР выступил Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России М.В. Шмаков. В нем он заострил внимание делегатов съезда на основных направлениях работы профсоюзов на перспективу. Он, в частности,  отметил, что в годы, прошедшие с предыдущего съезда ФНПР, наша страна столкнулась с целым рядом вызовов, вызванных в основном, кризисными явлениями в мировой экономике.

 

«Сейчас профсоюзы нуждаются в качественном переосмыслении своей деятельности», – подчеркнул лидер российских профсоюзов, и в дальнейшем в тексте доклада изложил ряд новых подходов к решению накопившихся проблем, начиная с социально-экономического блока и завершая задачами активизации информационной работы профсоюзов. На обсуждении именно этих вопросов и будет сосредоточена работа делегатов профсоюзного форума.

 

«Нас ждёт не просто большая работа, но и борьба. Но мы борьбы не боимся, потому что без борьбы нет победы!», – отметил он в заключении.

 

Затем выступил Председатель Правительства РФ В.В.Путин. Он высоко оценил ту роль, которые играли профсоюзы в минувшем пятилетии, особенно в период кризиса 2008-2009 годов. «Очень важно, что профсоюзы стали соавторами антикризисной программы правительства», – подчеркнул вице-премьер.  Затем он рассказал об основных параметрах той работы, которую вело правительство в сфере социально-трудовых отношений в период кризиса, а также о том, что планируется сделать в этой области в наступившем 2011 году. «Я вижу в профсоюзах надежного и самое главное – ответственного партнера, – сказал Председатель Правительства РФ В.В.Путин, завершая свое выступление. – Работа у нас разная, но цель одна обеспечить достойную жизнь наших граждан. И если мы будем работать вместе, мы достигнем этой цели».

 

С приветствиями в адрес съезда выступили также: Исполнительный директор МКП Гай Райдер, вице-президент РСПП Ф.Т.Прокопов, Генеральный секретарь ВЕРЕС Яп Виннен, первый заместитель Председателя Совета Федерации А.П.Торшин и другие.

 

Источник: официальный сайт Федерации независимых профсоюзов России

 

*

 

Участникам VII съезда Федерации независимых профсоюзов России, 12 января 2011 г.

 

«Уважаемые друзья!

 

Приветствую вас в Москве на VII съезде вашей организации.

 

Представляя интересы миллионов трудящихся, ФНПР играет важную роль в поддержании общественного согласия, участвует в совершенствовании трудового законодательства и укреплении механизмов социального партнёрства, во взаимодействии с государством и бизнесом способствует улучшению качества жизни российских граждан.

 

Рассчитываю, что ваш опыт и ответственность послужат решению задач технологического обновления экономики, повышения производительности труда, модернизации системы профессионально-технического образования.

 

Желаю вам успехов и всего самого наилучшего».

 

Приветственная телеграмма Президента Российской Федерации Д.А. Медведева
Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, http://президент.рф

 

*

 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин выступил на VII съезде Федерации независимых профсоюзов России


Вступительное слово В.В.Путина:

 

Уважаемый Михаил Викторович (обращаясь к М.В.Шмакову, председателю ФНПР), дорогие коллеги!

 

Вы как нельзя лучше выбрали место для проведения профсоюзного мероприятия. Михаил Викторович, может, и Колонный зал Дома Союзов вам не очень нужен? Вы тогда скажите, обращайтесь, мы поможем. Хотя, действительно, без шуток, подходящее место, это правда.

 

Я прежде всего поздравляю вас с открытием VII съезда Федерации независимых профсоюзов России и благодарю за приглашение побывать сегодня на этом мероприятии, выступить перед вами в столь широкой представительной аудитории. И обращаю внимание на то, что именно съезд профсоюзов стал первым крупным общественным форумом нашей страны в наступившем 2011 году. С чем я вас и поздравляю! Символично и закономерно, что новый, 2011 год мы с вами можем начать с серьёзного разговора о социальной политике, с обсуждения вопросов, затрагивающих интересы и – без всякого преувеличения – судьбы миллионов наших граждан.

 

Предлагаю сегодня подвести некоторые итоги нашей совместной работы, поговорить о будущем. Напомню, что буквально в канун новогодних праздников было подписано генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством на 2011–2013 годы. Подготовка этого документа потребовала большой, содержательной работы всех сторон, всех участников этого процесса, и то, что было сделано, я оцениваю очень высоко.

 

Принципы и идеи, заложенные в соглашении, позволят нам продолжить линию на формирование цивилизованного рынка труда, на рост эффективности промышленности и бюджетной сферы, повышение уровня жизни наших граждан, построение более совершенной системы оплаты труда и пенсионного обеспечения.

 

Важно, что у нас есть отлаженные и проверенные на практике механизмы регулирования трудовых отношений, работающие инструменты социального партнёрства, – очень важно для любой страны, а для страны с переходной экономикой в особенности. Эти инструменты позволяют решать возникающие проблемы через переговоры, поиск компромиссов, взаимный учёт интересов и реальных возможностей, что очень важно. Такое сотрудничество послужило для нас надёжной опорой в период глобального экономического кризиса.

 

Я не могу здесь не согласиться с Михаилом Викторовичем, который вспомнил о кризисе, о том, как мы проходили пик этого кризиса.

 

Профсоюзы – говорю это со знанием дела и без всякого преувеличения – стали одним из соавторов антикризисного плана Правительства Российской Федерации. Действительно, мы спорили (и спорили немало!), но всегда слышали друг друга, сохраняли конструктивные отношения между всеми сторонами социального партнёрства. Я вам могу сказать, это было заметно: все участники этого процесса осознали реальность угроз и действовали очень ответственно. В результате в разгар кризиса мы предотвратили худший сценарий развития событий, который вполне мог стать реальностью. Ведь Россия одновременно столкнулась и с последствиями глобального финансового кризиса, и с обвальным падением цен на наши основные экспортные товары, и со сжатием рынков, и с угрозой для банковской системы России.

 

Но мы не дали кризису разрушить нашу экономику и социальную сферу. Не было тотального банкротства наших финансовых учреждений, как в 1998 году, не было тотального банкротства предприятий. Мы помогли людям сохранить вклады в банках, поддержали многих из тех, кто столкнулся с трудностями при выплате жилищных кредитов. Мы целенаправленно, в целом результативно боролись с ростом безработицы. Мы сделали всё, чтобы страна не вернулась к унизительным и массовым многомесячным задержкам заработных плат, пенсий, денежного довольствия военнослужащих. По состоянию на 1 декабря 2010 года общий объём задолженности по зарплате по стране составил 3,2 млрд рублей – это меньше 1% от месячного фонда заработной платы и в 2,7 раза ниже, чем на 1 апреля 2009 года, когда зафиксирован пик по долгам. Но общая статистика, конечно, не может и не должна успокаивать. Мы обязаны видеть за ней проблемы каждого конкретного человека и конкретных трудовых коллективов. Поэтому и дальше будем постоянно мониторить ситуацию, использовать имеющиеся у нас административные рычаги для реагирования на любые случаи задержек заработной платы.

 

Текущие финансовые и экономические проблемы предприятий не должны решаться, конечно, за счёт невыплаты денег, которые люди честно заработали. Рассчитываем здесь на тесный контакт с профсоюзными организациями, так же как и на ответственную позицию работодателей.

 

Прямо скажем: кризис был действительно беспрецедентным, очень тяжёлым и глубоким, и его последствия не могли не сказаться на жизни людей. Спад производства привёл к сокращению заработных плат на многих предприятиях, к переходу на неполную рабочую неделю, к вынужденным отпускам и увольнениям. Это всё реалии нашей жизни, с которыми мы столкнулись, и мы, конечно, не намерены закрывать на это глаза.

 

Однако, взаимодействуя с профсоюзами, Правительство старалось оперативно реагировать на ситуацию в конкретных отраслях, на предприятиях, в моногородах. И действительно, порой приходилось работать в так называемом ручном режиме (и считаю, что правильно, если другой не работал) – так, как, например, это было в Пикалёве, в городке в Ленинградской области, или на АвтоВАЗе, на КамАЗе, в ракетно-космической области, в металлургической промышленности, в угольной, в сельском хозяйстве. Мы принимали решения, призванные поддержать людей, по максимуму сберечь рабочие места.

 

В этой связи отмечу, что программа содействия занятости охватила свыше 4 млн человек и большинство из них сохранили свои рабочие места, получили новую работу или повысили квалификацию. В том числе, только в прошлом году мы помогли начать своё собственное дело более чем 172 тыс. человек. В общей сложности в прошлом году в экономике было создано или восстановлено более 1,2 млн рабочих мест, а уровень общей безработицы снизился с 9,2 до 6,8% от экономически активного населения, хотя и это, конечно, много.

 

И потому мы намерены продолжить активно заниматься восстановлением рынка труда. В 2011 году из федерального бюджета направим 105 млрд рублей на социальную поддержку безработных и программы занятости, причём акцент будет сделан не просто на трудоустройство, а на повышение квалификаций работников, на создание условий для того, чтобы люди смогли получить новую, более востребованную на рынке труда профессию.

 

В 2010 году были запущены программы развития 35 моногородов. В этом году окажем финансовую помощь ещё 15 таким городам и посёлкам. Разрабатываются комплексные инвестиционные планы их модернизации, включая создание индустриальных и промышленных парков, инфраструктуры для малого и высокотехнологичного бизнеса.

 

К 2015 году планируем организовать в моногородах не менее 200 тыс. новых рабочих мест. За счёт этого средний уровень регистрируемой безработицы в моногородах должен снизиться с 4,5% (как сегодня), до 2% в 2015 году.

 

Стимулирование спроса и адресная поддержка предприятий позволили оживить реальный сектор – например, автопром, о котором я уже упоминал и который очень сильно (может быть, больше, чем другие отрасли экономики страны) пострадал из-за кризиса. В автопроме спад достигал 60%. И казалось, наши автомобильные заводы уже всё, «лежат на боку» и им уже никогда не подняться. Если вы помните, а наверняка многие из здесь присутствующих знают и слышали, во всяком случае, многие предлагали вообще прекратить заниматься автопромом и начать всё закупать за рубежом.

 

Напомню, однако, что только на автосборочных конвейерах у нас работает порядка 600 тыс. человек, ещё около 3 млн человек – на смежных производствах. А сколько это будет с членами семей? Разве мы могли оставить этих людей, не подумать о будущем их детей? Конечно, нет. Сейчас мы видим, автопром выходит на докризисные показатели, сохраняет потенциал дальнейшего роста. Так, производство легковых автомобилей в прошлом году увеличилось в 2 раза. Но что самое главное – это то, что отрасль перешла к модернизации, к масштабной, полноценной, плановой модернизации.

 

За счёт бюджета, масштабных жилищных программ мы поддержали и строительную индустрию. Государство стало главным игроком на жилищном рынке, вложив в эту сферу деятельности за два года более 1 трлн рублей. Мы сохранили в строительстве сотни тысяч рабочих мест и одновременно существенно продвинулись в решении жилищных проблем отдельных категорий граждан страны – ветеранов, военнослужащих, северян, семей с детьми.

 

Хочу подчеркнуть: в отличие от многих других стран мы не стали урезать социальные программы, не отказались ни от одного социального обязательства, которое взяло на себя государство в предыдущие годы. Вы видите, как у наших соседей, у наших друзей в Европе, да и в других регионах мира, повышают пенсионный возраст, прямо скажем, латают дефицит бюджета за счёт сокращения зарплат бюджетников и увольнений. Мы не сократили зарплаты в бюджетной сфере, не сократили пенсии и пособия – наоборот, государственные расходы на эти цели были увеличены. И увеличены существенно. Так, в прошлом году на 10% были проиндексированы все «детские» пособия. В 2010 году мы провели масштабную реформу пенсионной системы – средний размер трудовых пенсий увеличился за год почти на 45%.

 

Мы и дальше намерены совершенствовать пенсионную систему в интересах как нынешних, так и будущих пенсионеров, которые пока только зарабатывают свои пенсионные права. Будем стремиться к тому, чтобы объём страховых взносов более справедливо отражался на размере будущей пенсии гражданина, чтобы более эффективно работал накопительный компонент пенсионной системы.

 

И здесь хотел бы затронуть принципиальный момент. Сейчас средняя продолжительность жизни в России у женщин – 75 лет, а у мужчин – только 62 года с небольшим. В такой ситуации мы в первую очередь должны обсуждать не вопрос о повышении пенсионного возраста, а заниматься повышением качества и продолжительности жизни наших граждан, совершенствовать медицинское и социальное обеспечение наших людей. В этом году мы начнём реализацию целого комплекса мер, направленных на модернизацию отечественного здравоохранения, вступает в силу новый закон «О медицинском страховании». Теперь, в каком бы регионе ни находился гражданин, он должен гарантированно получить медицинскую помощь, полис единого образца будет действовать на всей территории Российской Федерации. Кроме того, гражданин получает возможность выбирать поликлинику и врача, у которого он хочет лечиться.

 

Мы также запускаем региональные программы модернизации здравоохранения, будем реконструировать больницы и поликлиники, оснащать их современным оборудованием, вводить единые стандарты оказания медицинских услуг – на эти цели будет истрачено, как вы знаете, цифра эта звучала многократно, 460 млрд рублей.

 

Должен сказать, что профсоюзы играли очень важную роль в формировании этих программ. Представители ФНПР вошли в рабочую группу по подготовке программ при Министерстве здравоохранения, а также в региональные рабочие группы: профсоюзы играли важную роль в формировании этих программ. Рассчитываем на активную помощь профсоюзных организаций и в реализации этих программ. Очень важно эффективно организовать обучение медицинского персонала работе на новом оборудовании, отладить процесс повышения квалификации врачей, фельдшеров, медсестёр. Считаю, что в коллективных договорах должны быть в обязательном порядке предусмотрены соответствующие пункты.

 

Возвращаясь к вопросам пенсионного обеспечения, хочу добавить, что с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии будут в очередной раз проиндексированы на 8%, «детские» пособия уже повышены с 1 января 2011 года на 6,5%. Мы предусмотрели и индексацию материнского капитала до 365 тыс. 700 руб. Вы знаете, что в прошлом году эта цифра составляла 343 тыс. 378 руб. И вообще, обращаю ваше внимание на то, что когда эта идея была сформулирована несколько лет назад, в 2005 году, я тогда ещё, выступая с Посланием, говорил о том, что мы ежегодно будем индексировать. Мы так и делаем.

 

Кроме того, сейчас разрабатывается целый комплекс мер по поддержке семей, у которых появился третий ребенок – об этом Дмитрий Анатольевич (Медведев) говорил в Послании прошлого года, – а также по развитию сети дошкольных учреждений. Несмотря на дефицит Фонда социального страхования, мы сохранили действующий порядок исчисления страхового стажа для получения больничных. Мы здесь также тесно работали с профсоюзами над поправками в законодательство и сняли те вопросы, которые вызывали особую озабоченность. Мы также пошли навстречу будущим мамам: принято решение в 2011 году предоставить женщине право самой выбирать, как будет производиться расчёт пособия по беременности и родам, определять тот период трудового стажа, при котором выплаты будут наиболее высокими.

 

При активном содействии профсоюзов мы продолжили внедрение в наше трудовое законодательство лучшего зарубежного опыта, в том числе норм Международной организации труда (МОТ). В 2010 году были ратифицированы четыре конвенции МОТ. Особо отмечу конвенцию по защите прав представителей работников, которая закрепляет возможности для деятельности профсоюзных организаций на предприятиях.

 

В целом считаю, что мы выбрали правильную стратегию действий в кризисный и посткризисный период: и экономику поддержали, и продолжили активную политику социального развития. По предварительным расчётам, в 2010 году ВВП России прибавил 3,8%, рост промышленного производства составил 8,3%. Важно, что положительная динамика экономики прямо сказывается на социальном самочувствии людей. Реальная заработная плата в 2010 году – в 2009 году она у нас снизилась, была с минусом, – выросла на 4,2%, а реальные денежные доходы населения выросли на 3,8%. Достичь такого результата было непросто.

Напомню, что в 2009 году сокращение ВВП у нас составило 7,9% – больше, чем у многих других развитых экономик. Мы столкнулись и с дефицитом бюджета, и с ограниченностью ресурсов. Но мы не перекладывали на людей всё бремя кризиса, не оставили их один на один с проблемами и трудностями, нашли необходимые резервы и сделали всё возможное, чтобы поддержать наших граждан.

 

Уважаемые коллеги!

 

В период кризиса мы не отказывались и от планов развития, от тех долгосрочных задач, которые были зафиксированы в нашей «Стратегии развития России до 2020 года», а это коренное обновление экономики, социальной сферы, повышение уровня жизни людей.

 

Мы внимательно изучаем зарубежный опыт, смотрим, как разные страны мира строят свою экономическую политику. Есть государства, которые показывают очень хорошие темпы роста. Так, по международным оценкам, ВВП Китая в 2010 году прибавит более 10%, Бразилии – более 7%. У этих стран есть свои конкурентные преимущества. У Китая, например, это политическая стабильность, дешёвая рабочая сила, некоторые другие факторы. Безусловно, это привлекает инвесторов и подталкивает экономику к верху. Нам нужны свои факторы роста. И в первую очередь речь идёт о внедрении современных технологий, о развитии человеческого потенциала, о кардинальном повышении производительности труда.

 

В 2010 году рост производительности труда в России составил 3,1%. В 2013 году рассчитываем выйти на показатель 4,3%. Подчеркну: мы не можем позволить себе консервировать отсталые производства, неэффективную и архаичную структуру занятости, но не должны впадать ни в какие крайности при этом. Нельзя подменять модернизацию усилением эксплуатации работников, здесь я не могу не согласиться с профсоюзными лидерами: решать проблемы развития и конкурентоспособности нельзя за счёт замораживания зарплат, отказа от социальных гарантий или введения упрощённой системы увольнений, при которой работники никак не защищены, а просто выбрасываются на улицу.

 

По нашему законодательству продолжительность трудовой недели составляет не более 40 часов на основной работе и до 20 часов на работе по совместительству. Эти положения пересмотру не подлежат. Повышать производительность труда необходимо за счёт технологических новшеств, роста квалификации работников, а не за счёт введения «потогонной системы».

 

Качественное развитие экономики, инновации важны не сами по себе. Главное – они должны создавать новые возможности для людей, вести к росту зарплат и профессиональной квалификации, менять само качество жизни граждан Российской Федерации. Нам необходимо сосредоточить совместные усилия на создании современных, эффективных, высокооплачиваемых рабочих мест, на повышении конкурентоспособности и профессионального статуса работников, там, где это возможно, внедрять новые технологии и постепенно уходить от опасных и вредных производств.

 

Считаю, что профсоюзы и работодатели должны выступать естественными союзниками в решении и реализации планов модернизации и расширения производств. Причём одну из ключевых задач профсоюзов вижу в том, чтобы тесно увязать эти программы с качественным изменением условий труда, созданием системы профессиональной переподготовки работников.

 

Со своей стороны государство будет помогать людям получать новые профессии, финансировать программы переобучения и стажировок для работников тех организаций и компаний, которые ведут реконструкцию и модернизацию своего производства.

 

Кроме того, за счёт государства новые, востребованные профессии смогут получить женщины, занятые во вредных производствах, а также молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет. Обратите внимание: мы расширяем возможности использования бюджетных ресурсов для этих категорий наших граждан. Будем продолжать оказывать содействие в трудоустройстве гражданам с ограниченными возможностями. Работодатели получат от государства компенсацию в размере 50 тыс. рублей за каждое специально оборудованное рабочее место для инвалидов.

 

Важнейший вопрос для нас – это безопасность труда. Желание увеличить выработку за счёт пренебрежения техникой безопасности неизбежно ведёт к трагедиям, таким как в угольной отрасли – вот последняя нам хорошо известна, на шахте «Распадская». Мы значительно ужесточили законодательство в сфере охраны труда. Был принят закон о страховании опасных производственных объектов, а также так называемый закон «Об угле», который вводит чёткие стандарты безопасности на шахтах. Эти нормы будут устанавливаться Правительством России.

 

В этом году вступят в силу дополнительные поправки, усиливающие административную ответственность работодателей за нарушение требований безопасности. В целом нам надо создать эффективную систему административных и экономических стимулов – стимулов, обязывающих работодателя строго соблюдать требования безопасности, вкладывать инвестиции в охрану труда. Надо сделать так, чтобы вкладывать инвестиции было выгоднее, чем потом платить за минимизацию тяжёлых последствий. Необходима и полная ясность в процедуре признания рабочего места вредным, а на таких производствах у нас занято более 27% работников. Я знаю, что сотрудники многих предприятий опасаются, что их рабочее место лишь по бумагам, в результате субъективного решения администрации, может быть признано безопасным, а в реальности для улучшения условий не будет сделано ничего. Но вот льготы, положенные по Трудовому кодексу, у людей могут отобрать. Таких ситуаций и произвольных решений мы не можем с вами допустить. Потому будем внедрять чёткие, объективные, понятные процедуры аттестации каждого рабочего места. К этой работе будут привлекаться независимые экспертные организации, а компенсации за вредные условия работы будут устанавливаться персонально для каждого работника. Рассчитываю, что вопросы охраны труда профсоюзы и дальше будут держать под постоянным контролем, взаимодействовать с органами государственного надзора.

 

Уважаемые коллеги!

 

Отдельно хотел бы остановиться на положении дел в бюджетной сфере. Профсоюзы справедливо обращают внимание на два момента. Первое – это уровень оплаты труда врачей, педагогов, работников культуры. Этот уровень оплаты труда, конечно, пока ещё низок. И второе – это качество предоставляемых услуг гражданам. Качество, которое зачастую оставляет желать лучшего. Обе эти проблемы взаимосвязаны, и решать их, конечно, нужно комплексно.

 

Мы приняли закон, изменяющий механизм финансирования бюджетных учреждений. Для внедрения новой модели предусмотрели переходный период – с 1 января этого года до 1 июля 2012 года. Ход реформы, её результаты во многом зависят от того, как регионы и муниципалитеты подготовятся к реализации закона. И здесь нам тоже нужна ваша помощь. Речь идёт об участии профсоюзов в мониторинге пилотных проектов и о совместной с органами региональной и муниципальной власти подготовке соответствующей нормативной базы, о разъяснительной работе как среди населения, так и среди самих бюджетников. Важно донести до людей смысл и значение проводимых преобразований, которые на самом деле не имеют ничего общего с разного рода мифами о приватизации бюджетной сферы, об увольнениях так называемых лишних сотрудников или всеобщем введении платных услуг.

 

Хочу ещё раз подчеркнуть: государство будет продолжать финансировать учреждения образования, здравоохранения и культуры, но не по смете, а на основе государственного задания на оказание услуг с чётким описанием их объёма, требований к их качеству, условий предоставления этих услуг. Смысл и цель всех этих шагов в том, чтобы граждане получали более качественные услуги, а работники бюджетной сферы – достойную заработную плату. Сами учреждения будут обладать большей самостоятельностью в расходовании полученных средств, в том числе получат право направить дополнительные деньги на поощрение лучших сотрудников.

 

В этой связи прошу обратить особое внимание на то, как распределяется фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях.

 

Разумеется, об уравниловке не может быть и речи, квалификация, личный вклад каждого должны по достоинству оцениваться. Но в то же время недопустимо и то, когда руководители учреждений только за свой начальствующий пост получают в разы больше, чем рядовые врачи или учителя. Мною дано соответствующее поручение разобраться с такими «вилками» по зарплате, а, к сожалению, такие случаи тоже есть. С 1 июня 2011 года мы проведём очередную индексацию зарплат федеральных бюджетников – на 6,5%.

 

Рассчитываю, что по такой же логике будут действовать наши коллеги в регионах и в муниципалитетах, на местах, тем более что мы даём им чёткий сигнал повышением минимального размера оплаты труда. С 1 июня, как вы знаете, МРОТ увеличится до 4 тыс. 611 рублей. Такое решение было принято в конце прошлого года – подчеркну ещё раз – по инициативе и в диалоге с профсоюзами. Наша цель – постепенно приблизить размер МРОТ к уровню прожиточного минимума. И мы с вами эту задачу, конечно, решим. Повышение размера МРОТ должно содействовать общему росту зарплат и в бюджетной сфере, и в экономике особенно у тех работников, чей труд оплачивается пока, мягко говоря, не слишком высоко. Что касается дальнейшей индексации зарплат федеральных бюджетников, то к этому вопросу мы намерены вновь вернуться уже летом 2011 года. Оценим наши бюджетные возможности и примем решение.

 

Уважаемые коллеги!

 

Активная социальная политика, развитие пенсионной системы, здравоохранения, поддержка материнства и детства являются нашими безусловными приоритетами. И на такие крайне важные программы государство, конечно, должно иметь ресурс.

 

Как вы знаете, мы были вынуждены принять непростое для экономики, но единственно возможное, решение об увеличении страховых взносов во внебюджетные фонды. Профсоюзы изначально поддерживали такой шаг Правительства. Считаю, что мы поступили правильно. Это было решение в интересах всего российского общества, причём новая система страховых взносов вводится аккуратно. Например, предусмотрен переходный период в несколько лет для малых и средних предприятий, занятых в производстве, в области инноваций, в сфере предоставления социальных услуг. Кроме того, мы предложили целый набор механизмов, которые призваны смягчить общий рост фискальной нагрузки для бизнеса. Будем думать и предлагать другие меры, смягчающие этот фискальный шаг на повышение нагрузки.

 

Однако, я хочу на это обратить внимание, угроза ухода в тень, попытка вернуться к так называемым серым схемам оплаты труда – конечно, эта угроза существует – когда вместо нормальных трудовых договоров работникам могут быть предложены к подписанию какие-то филькины грамоты без конкретных обязательств, разного рода соглашения на выполнение услуг, работ и тому подобное. И дело не только в том, что подобные уловки оборачиваются потерями для бюджета. Зарплата в конвертах – это прежде всего грубое нарушение прав самих работников, сокращение объёмов социальных гарантий и занижение будущих пенсий. Уверен, что профсоюзы займут здесь принципиальную позицию, будут работать совместно с государственными органами, чтобы не допустить подобных явлений.

 

И ещё одна тема, которая прямо связана с формированием цивилизованного рынка труда, – это трудовая миграция. Здесь тоже об этом уже говорилось. Естественно, мы будем создавать рабочие места прежде всего для граждан Российской Федерации. Но без привлечения новых рабочих рук, специалистов разной квалификации растущей российской экономике – надо просто это сказать честно – растущей российской экономике без этого не обойтись. Наша задача – использовать все плюсы импорта трудовых ресурсов и при этом избежать имеющихся здесь рисков, в том числе межнациональной, межконфессиональной напряжённости, криминализации и коррупции.

 

Мы заинтересованы в том, чтобы трудовая миграция была абсолютно легальной, чтобы приехавшие в Россию могли нормально интегрироваться в наше общество, в нашу культуру, чтобы права законопослушных людей были защищены, чтобы граждане, независимо от того, в каком регионе России они родились, из какой страны приехали, могли честно трудиться, обеспечивать себя и своих близких. И я рассчитываю на вашу поддержку в укреплении гражданского согласия в многонациональной России.

 

Повышая уровень жизни граждан, формируя цивилизованный рынок труда, работая с молодёжью, мы должны выбить социальную почву из-под ног тех, кто хотел бы расколоть, рассорить российское общество, ослабить, нарушить единство и целостность нашего государства.

 

Уважаемые коллеги!

 

Решение задач, о которых я говорил, требует участия профсоюзов, пользующихся высоким авторитетом в обществе. Нам всем нужны по-настоящему сильные, дееспособные, независимые профсоюзные организации. Вместе с тем нередки случаи, когда их деятельность приобретает и формальный характер, а выполнение прямых функций по защите прав трудящихся подменяется – должен об этом сказать прямо – иногда собственным пиаром, решением личных вопросов, обслуживанием интересов собственников и работодателей за спиной рабочих коллективов. Не скрою, такие жалобы не редко звучат в ходе моих встреч на предприятиях. Думаю, что к таким сигналам нужно прислушаться, нужно на них реагировать и делать соответствующие выводы. Деятельность профсоюзов должна отвечать вызовам времени, задачам развития страны.

 

Знаю, что в ходе съезда вам предстоят содержательная дискуссия и принятие важных, определяющих решений. По сути, будет сформирована программа действий ФНПР на ближайшие годы. Рассчитываю, что она даст серьёзный импульс развитию профсоюзного движения в России.

 

Со своей стороны хочу вновь повторить: вижу в профсоюзах надёжного, ответственного и конструктивного партнёра. У нас действительно сложились непростые, но деловые отношения с руководством ФНПР. Хочу поблагодарить Михаила Викторовича за это. У нас с вами одна общая цель – создание достойных условий жизни для граждан нашей страны, для устойчивого экономического развития, для повышения качества и уровня жизни наших граждан. И я уверен, если мы будем работать вместе, мы все эти цели обеспечим, достигнем их. Я желаю вам успехов. Спасибо вам большое за внимание.

 

Источник: Интернет-портал Правительства Российской Федерации

 

*

 

Доклад Председателя ФНПР М.В. Шмакова на VII съезде Федерации Независимых Профсоюзов России

 

Уважаемые товарищи делегаты!

 

Уважаемые участники съезда!

 

Сегодня Генеральный совет ФНПР отчитывается перед вами о работе руководящих органов за пять лет. С полным текстом отчета вы можете ознакомиться в числе розданных документов. Тем не менее, я хотел бы остановиться на нескольких наиболее существенных моментах прошедшего пятилетия. А также – зафиксировать наиболее важные направления работы для российского профсоюзного движения как на текущее время, так и на перспективу.

 

Пять лет, прошедшие с момента проведения прошлого отчетно-выборного съезда ФНПР, вместили в себя и продолжение экономического роста страны, и финансово-экономический кризис, и окончание кризиса, и начало восстановления экономики России.

 

Возможно, это не очень заметно со стороны, но по сути профсоюзы сегодня оценивают динамику развития социально-экономических отношений в России во время каждого из этих периодов. Оценивают действия властных органов, политических партий. Оценивают заявления и – что важнее – реальные действия работодателей. Проводят качественное переосмысление своей работы. И, основываясь на этой оценке, принимают свои решения: в каком направлении двигаться дальше? С кем идти вместе? Кого поддерживать и с кем бороться? Что нужно изменить в своей профсоюзной структуре, чтобы она стала эффективнее?

 

Но перед тем как отвечать на все эти вопросы, нужно еще раз ответить на главный вопрос: на кого или на что обязаны работать профсоюзы? Со стороны нам предлагают множество вариантов. На экономическую эффективность и рост производительности труда. На возрождение Великой России. На развитие демократических ценностей и институтов. И даже – на самих себя, на развитие и усиление собственной структуры.

 

Но все эти варианты ответов для профсоюзов вторичны.

 

Российские профсоюзы и ФНПР обязаны работать на качественное повышение жизненного уровня членов профсоюзов. Вступая в профсоюз, человек платит взнос не за сказки о далекой лучшей жизни. Если его зарплата растет, если его права защищены, если у него есть достойное рабочее место – значит, профсоюз оправдывает свое предназначение.

 

Однако нам нужен не просто рост зарплаты. Нам нужен рост зарплаты, адекватный затраченным усилиям работников. Рост зарплаты, который может обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни. Каждый из сидящих в этом зале прекрасно знаком с демагогией, согласно которой работник получает раз в год пятипроцентную прибавку к копеечной зарплате, а работодатель за это время удваивает свое состояние. Нас не устраивает этот вариант старой сказки про «вершки и корешки». Цель профсоюзов – активно влиять на перераспределение общественного богатства в интересах работников – членов профсоюзов, то есть в интересах стабильного развития общества и его демократических институтов, динамичного развития России на мировой арене.

 

Сегодня в России есть одно государство, но два народа. Один народ – в состоянии тратить на собственные прихоти ежемесячно десятки тысяч долларов. И второй народ – которому рассказывают о том, что увеличение зарплаты никак невозможно. Стоит ли говорить о том, что такой разрыв в доходах невозможен в цивилизованной стране?! Стоит ли говорить о том, что подобная разница в доходах приводит к тому, что и свои конституционные права эти два народа могут реализовывать по-разному. Для детей одних – учеба за границей, для других – летний «отдых» на городском асфальте.

 

Но при этом нужно четко понимать, чем вызван такой разрыв в доходах. Эти деньги де-факто изъяты у работников за счет экономии на росте их зарплаты и присвоены собственниками предприятий как личный доход. Подобный метод честным не назовешь.

 

Мы считаем, что наступил момент, когда владельцы предприятий должны поделиться своими сверхдоходами. И не только с работниками, но и с экономикой в целом. Именно их сверхдоходы (прямые и косвенные, в виде минимального налогообложения личных доходов) – потенциальный источник роста фондов оплаты труда, источник наполнения бюджетных доходов, источник модернизации экономики. России, членам профсоюзов нужны достойные, хорошо оплачиваемые, безопасные рабочие места в инновационной экономике. Но мы никогда не согласимся с тем, чтобы эта экономика строилась за счет сдерживания или сокращения и без того небольших доходов работников.

 

Восстановление социальной справедливости в нашей стране – главный вызов, который стоит перед российскими профсоюзами сегодня.

 

Мы считаем, что целью модернизации экономики России должно стать не только устойчивое и поступательное развитие экономики. На повестке дня – качественное увеличение инвестиций в человеческий капитал. В образование, здравоохранение, науку, жилье! В рыночной экономике рост уровня жизни работника возможен либо через серьезное увеличение зарплаты работникам, либо через развитие сети бесплатных услуг. Однако в реальности нет ни того, ни другого. На повестке дня – повышение степени социальной защищенности, повышение уровня жизни работников, преодоление чрезмерного социального расслоения общества.

 

Не будем лукавить. Мы регулярно сталкиваемся с попытками преодоления экономических проблем – как предприятия, так и целой отрасли – за счет экономии на работниках, в том числе за счет задержек заработной платы. Сознательное занижение фонда оплаты труда в открытую признается главным способом достижения экономической эффективности существенной части российских предприятий.

 

Когда-то Владимир Владимирович Путин назвал Россию «богатой страной бедных людей». Возможно, это самое точное определение нынешнего состояния нашей страны. По данным, за 2009 год совокупное состояние членов списка Forbes «100 богатейших бизнесменов России» увеличилось вдвое. При этом число самих миллиардеров в этом списке увеличилось на 23 человека. В то же время даже официальная статистика говорит о том, что в первом полугодии 2010 года более 19 млн. человек находились за чертой бедности. Примерно треть всех денежных доходов населения приходятся на долю 10% самых богатых и лишь около 2% – на долю 10% самых бедных граждан. Если не принять никаких мер, то разрыв между богатыми и бедными россиянами будет с каждым годом увеличиваться.

 

Экономия на зарплате неразрывно связана с интенсификацией труда. Заниженная зарплата в нашей стране приводит к тому, что, стремясь заработать средства, нужные для жизни, работник берет вторую ставку или подрабатывает на другом предприятии в якобы свободное время. Но это отнюдь не самоэксплуатация, как нам пытаются представить работодатели. Это экономическое принуждение к работе. Это принуждение работника к самовыгоранию на работе. Работай еще больше – или умри. Вот выбор, который ставят сегодня некоторые работодатели перед трудящимися России.

 

Последние двадцать лет нам упорно твердили о якобы низкой производительности труда в нашей стране. Забывая или намеренно умалчивая об изначально заниженной цене труда. Заниженной – особенно в сравнении с продолжающимся ростом цен на продукты, основные услуги, в сравнении с ростом тарифов естественных монополий.

 

Конечно, для того чтобы была зарплата – должно быть рабочее место. Одна из основных проблем, которая проявилась во время кризиса – необходимость государственной политики создания новых рабочих мест. Но если два года назад речь шла о выживании работников, то сегодня мы говорим о рабочих местах, где работники обеспечены достойной зарплатой. К сожалению, в погоне за прибылью любыми способами некоторые работодатели прибегают к методам недобросовестной конкуренции на рынке труда.

 

Именно так мы оцениваем активное использование работодателями труда мигрантов. Любому человеку в России прекрасно известно: труд мигранта – дешев, мигрант – ограничен в правах, мигранта можно сверхэксплуатировать без зазрения совести. Но ситуация, с нашей точки зрения, еще серьезней: низкая оплата труда мигранта подрывает уровень заработка российского работника.

 

Да, легально приехавший в страну иностранный работник должен быть защищен – и законом, и профсоюзом. Но, соглашаясь на низкую зарплату, он подрывает как свои позиции, так и позиции своего брата – российского работника. Российские профсоюзы не борются с трудовыми мигрантами. Их права должны быть защищены. Но точно так же должны быть защищены от недобросовестной конкуренции права и зарплата российского работника, российского члена профсоюза. Профсоюзы выступают за активное развитие внутренней трудовой миграции. Это – путь для обеспечения достойно оплачиваемой занятости, это – путь для борьбы с безработицей.

 

Нашими экстренными задачами – вызовами, которые стоят перед профсоюзным движением России, – продолжают оставаться борьба за повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с ростом прожиточного минимума, индексация заработной платы работникам, утверждение базовых ставок (окладов) работников бюджетных учреждений, пересмотр потребительской корзины.

 

К сожалению, по этим вопросам с работодателями и правительством у нас произошел в какой-то момент «обрыв связи». Оказался «заморожен» МРОТ, «заморожен» пересмотр потребительской корзины. Министерства активно отнекивались от реальных действий по установлению базовых ставок для работников бюджетной сферы. Все это вело к снижению гарантий по зарплате как на федеральном, так и на региональном уровнях. Только после профсоюзных демаршей – акций бюджетников осенью 2010 года, получением Минздравсоцразвития России 34-х коробок из-под «ксерокса» с 1,5 млн подписей под требованием повышения зарплаты, только после отказа в начале декабря от подписания Генсоглашения – мы смогли перейти к реальному диалогу по этим вопросам.

 

Отмечу еще раз. Экономия на зарплате относится не только к внебюджетной сфере, к частному работодателю. Когда Министерство финансов утверждает, что в бюджете нет средств на увеличение зарплат бюджетников, логично спросить: а откуда они там могут появиться? Нам говорят, что прогрессивная шкала налогообложения загонит в тень крупных налогоплательщиков. Но пока что плоская шкала по существу успешно занижает доходы бюджета, а значит, и зарплаты бюджетников. Спрашивается: для чего в стране выстроена вертикаль власти, если налоговые органы не могут справиться с налоговыми «уклонистами» и «оптимизаторами»?

 

Ситуация, которая возникла в социально-трудовой сфере после развала советской системы хозяйства, требовала создания новых механизмов регулирования трудовых отношений. Принципиальным подходом стала ориентация на социальное партнерство – как на основной механизм согласования позиций различных групп общества.

 

Но сейчас мы можем делать вывод, что декларации, пусть даже правильные, не гарантируют отлаженной работы социального механизма. На практике мы наблюдаем следующее отношение бизнеса к своим социальным партнерам: главное – «провести» свои интересы. Интересами трудящихся при этом можно пренебречь.

 

В чем проявляется демагогия, которой нас кормят некоторые работодатели, выдающие себя за социальных партнеров? Сначала они выдвигают заведомо неприемлемые для профсоюзов и трудящихся России условия, а потом говорят: «Давайте их обсуждать». Мы не собираемся обсуждать то, что обсуждать невозможно. Мы не собираемся всерьез обсуждать 60-часовую рабочую неделю, которую предлагают ввести для работников господин Прохоров и РСПП. Мы не собираемся всерьез обсуждать предлагаемое ими бесконтрольное расширение сферы применения срочных трудовых договоров и прочие якобы «инновации». Подобные предложения означают – повторюсь еще раз – шаг к развязыванию социальной войны. Отдельно отмечу – несмотря на позицию президента и премьер-министра России, солидарную с позицией профсоюзов, позиция бизнеса практически не изменилась. Бизнесмены по-прежнему призывают по максимуму снять ограничения для эксплуатации работников. Этого не будет. Мы не должны этого допустить!

 

В такой ситуации качественно должна возрасти роль государства как арбитра между бизнесом и профсоюзами. Мы считаем необходимым создание Министерства труда, которое обязано решать стратегические задачи по координации и действенному управлению рынком труда и выступать компетентным и ответственным партнером профсоюзов со стороны государства.

 

Социальное партнерство – наш принципиальный выбор. Но профсоюзы понимают социальное партнерство не как процесс бесконечных и безрезультатных для работников переговоров. Социальное партнерство должно давать осязаемый результат.

 

Именно по нему профсоюзы оценивают эффективность своих действий. Если результата нет, значит, нужно переходить к более сильнодействующим средствам борьбы. Иногда наши оппоненты «слева» упрекали нас: во время кризиса российские профсоюзы не прибегали к масштабным акциям протеста. Но я хочу подчеркнуть: почти все предложения ФНПР были включены в программу борьбы с кризисом. Более того, показала свою эффективность совместная работа профсоюзов и прокуратуры по ликвидации зарплатных долгов, совместная борьба с нарушениями трудового законодательства. В этом смысле налицо позитивный опыт совместной работы – государства и профсоюзов. Но раз кризис завершается, значит, нужно формулировать новые задачи.

 

Необходимы новые рубежи, новые – более амбициозные – задачи для социально-трудовых отношений в России.

 

Один из приоритетов деятельности профсоюзов на предстоящий период – защита пенсионных прав работников. Да, государство целенаправленно повышает пенсию. Но ее средний уровень (8 тыс. рублей) далек от критериев достойной жизни. Политика сдерживания роста зарплаты препятствует наполнению пенсионной системы. Эта политика лишает работников возможности участвовать в формировании добровольных пенсионных накоплений. Низкая зарплата ведет к социальному иждивенчеству и полной зависимости от государства.

 

За последние годы профсоюзы добились возвращения системы социальной защиты работника на страховые рельсы, введения страховых взносов вместо единого социального налога. Однако процесс перехода сложен. Мы видим попытки инициировать изменения условий пенсионного обеспечения. Последствия таких изменений – не просчитаны. Мы сталкиваемся с изъятием из законодательства права работающих на страхование от безработицы, на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату детских путевок на отдых за счет средств социального страхования, со снижением реальных размеров выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству. Задача, которая стоит перед ФНПР и членскими организациями, – восстановить влияние профсоюзов в системе социального страхования. Это относится и к обновлению деятельности комиссий по социальному страхованию и пенсионных комиссий. Кроме того, должна быть повышена эффективность профсоюзного контроля, с одной стороны, за полнотой выплаты предприятиями взносов в страховые системы, а с другой – за своевременностью и качеством предоставления членам профсоюзов социальных услуг.

 

ФНПР будет добиваться законодательного установления норм замещения пенсией утраченного заработка работника не ниже уровня, определенного конвенциями и рекомендациями МОТ. Наш ориентир – национальная система обязательного социального страхования на основе и критериях 102-й Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» и Европейской социальной хартии, включая восстановление обязательного страхования от риска потери работы, необходимость которого особенно остро проявилась в условиях кризиса.

 

Профсоюзы относятся к ситуации с охраной труда на предприятиях как серьезнейшей проблеме. Мы считаем, что должны быть разработаны механизмы по перевооружению и модернизации основных производственных фондов и технологического оборудования. Каждый работодатель должен осознать, что здоровые условия труда на рабочих местах – это высокая конкурентная способность предприятия.

 

Выбора здесь нет. Член профсоюза должен иметь безопасное рабочее место. Если работодатели будут по-прежнему саботировать их создание, профсоюзы будут добиваться принятия жесточайших санкций и качественного увеличения размера компенсаций за полученные травмы и увечья. Иного здесь не дано.

 

Современный кризис оказал существенное влияние на деятельность российских профсоюзов. Мы попали в суровую школу по проверке эффективности нашей работы в условиях глобальных вызовов. Кризис не только еще раз подчеркнул наиболее уязвимые стороны социального и экономического положения работников. Он объективно подтвердил правильность основного направления защитной деятельности профсоюзов. Борьба профсоюзов за права работников под лозунгом «За достойный труд» была и остается нашим сознательным выбором. Одной из основных задач ФНПР на сегодняшний день является консолидация профсоюзного движения для адекватного реагирования на глобальные – не побоюсь этого слова – исторические вызовы. Российское профсоюзное движение испытание кризисом выдержало и укрепилось. Теперь мы должны двинуться дальше.

 

В этой работе нам необходимы помощь и поддержка от политических партий, работающих в Госдуме. У нас есть опыт работы с межфракционной депутатской группой по взаимодействию с профсоюзным движением (МФДГ) «Солидарность», куда входят представители разных политических партий. У нас есть позитивный опыт работы с фракцией «Единой России» в Госдуме.

 

Зафиксирую главные направления работы на предстоящий период: запрет заемного труда и распространения гражданско-правовых договоров на фактические регулярные трудовые отношения; определение минимального размера оплаты труда как нижнего предела вознаграждения за труд без учета компенсационных и стимулирующих выплат; определение новой потребительской корзины в целом по РФ; изменение забастовочного законодательства в части сокращения времени согласительных процедур; восстановление защиты от необоснованных увольнений для неосвобожденных профактивистов.

 

Именно позиция партий по этим – жизненным для членов профсоюзов – позициям определит: кого поддержат профсоюзы в предстоящих политических баталиях?

 

Выполнить все обозначенные задачи, справиться со стоящими перед нами вызовами смогут только сильные профсоюзы. Главное – это укрепление профсоюзных структур, четкое их взаимодействие, от первички до Федерации в целом. Здесь есть и достижения, есть и застой. В целом, в профсоюзах, входящих в ФНПР, ежегодно создается около 5 тысяч первичных профсоюзных организаций. Членами профсоюзов каждый год становятся до 1,5 млн человек, более половины среди них – молодежь до 35 лет. Но этого недостаточно. Речь идет не только об инертности работников. Речь – о недостаточной эффективности профорганизаций. Речь – об инертности профсоюзных руководителей. Пора переходить от отдельных тестовых проектов по созданию профорганизаций к системе, когда количество и качество созданных профорганизаций станет критерием оценки работы выборных органов и профсоюзных руководителей.

 

Другим направлением работы должно стать повышение ответственности внутри наших организаций. Это относится и к выполнению совместно принятых решений, и к качеству принятых решений. Говоря о качестве решений, я имею в виду их соответствие принципам, по которым живут профсоюзы, соответствия профсоюзной идеологии. Нужно понимать – люди и структуры, которые занимаются внутри профсоюзов саботажем решений выборных органов, работают против профсоюзов. Они не с нами, а с нашими оппонентами – сознательно или неосознанно.

 

Съезд, Генсовет ФНПР неоднократно призывали родственные профсоюзы к объединению. Слов много. Реальных шагов к объединению – мало. Предстоящий период должен стать оселком для нас. Пора, наконец, профсоюзным активистам – от председателя профсоюза до председателя профкома – власть употребить, чтобы добиться объединения и усиления своих структур.

 

В современных реалиях профсоюзы должны формировать свою идентичность не на основе узкоотраслевой принадлежности, а на платформе общенациональных интересов трудящихся. Либо мы будем вместе, либо нас разобьют по частям.

 

Нам необходимы серьезные изменения в оргструктуре. Необходимо повышение статуса региональных профобъединений, предоставление им новых полномочий в ранге представительства ФНПР. В то же время отраслевым профсоюзам имеет смысл задуматься о возможном пересмотре своей структуры. Имеется в виду переход от формата «ЦК – обком» к формату «ЦК – представительство профсоюза в регионе», где для этого сложились условия. Такой вариант делает профсоюз более адекватным хозяйственной структуре, а также нацеливает на более активную кадровую работу по учебе и продвижению профсоюзных лидеров.

 

Борьба профсоюзов за улучшение трудового законодательства – была и остается одним из коренных направлений нашей работы.

 

Это не бюрократическая работа. Это действительно борьба. Попытки сознательного занижения норм ТК следуют регулярно.

 

Наиболее вопиющим случаем, без сомнения, является ликвидация Конституционным судом России минимальной защиты неосвобожденных профсоюзных активистов от необоснованных увольнений. Мы регулярно слышим слова либо от антисоциальных работодателей, либо от прикормленных ими «экспертов» о якобы неслыханных привилегиях, которыми пользуются неосвобожденные профсоюзных активисты. Увеличилось количество нападок на права профсоюзных организаций. Во многих случаях это сопровождалось попытками взять под контроль свободу действий профсоюзов. В связи с этим профсоюзы не раз обращали внимание на необходимость либерализации забастовочного законодательства, которое в нашей стране серьезно отличается от мировой практики. Сейчас легальную забастовку провести практически невозможно, поэтому мы будем продолжать добиваться сокращения сроков согласительных процедур. Нам не нужна забастовка ради забастовки. Но если такая форма борьбы во всем цивилизованном мире и в российском праве признана законной, то она должна присутствовать в ТК не только на словах.

 

Нашим юристам бывает трудно. Но мы выдержим. Мы не дадим нарушать законы. Мы не дадим их ухудшить. Мы будем использовать весь доступный нам механизм юридической защиты – как внутри страны, так – при необходимости – и за ее пределами. Это вызов, стоящий перед нами. Укрепляя юридические службы, мы справимся с ним.

 

Вопрос о профсоюзной молодежи – это вопрос о будущем профсоюзов, их кадровом и идеологическом измерении. Чтобы профсоюзы были современными, у них должна быть эффективная молодежная политика. Молодые профсоюзные лидеры – это наш кадровый потенциал, которому необходимо дать правильное направление и необходимые инструменты.

 

В то же время молодые профлидеры должны понимать, что за руку их водить никто не будет. Нужно самостоятельно показывать свою личную эффективность и полезность выполняемой профсоюзной работы. Идти в пикеты у предприятий, задерживающих зарплату. Добиваться поддержки профорганизации, баллотироваться в депутаты законодательных собраний разного уровня и отстаивать профсоюзные интересы.

 

Важнейший ресурс влияния профсоюзов – информационная политика. Но в настоящее время вместо консолидации усилий на главных направлениях, мы зачастую сталкиваемся с использованием морально устаревших форм работы, а фактически – имитацией деятельности. Мы предлагаем новый подход. Член профсоюза имеет право и должен обладать полноценной информацией о реальной работе как своей профорганизации, так и деятельности ФНПР в целом. Если под видом полноценного профсоюзного издания ему предоставляют скудный набор формальных текстов, это означает, что его право на профсоюзную информацию пытаются нарушить. Приоритетным нашим направлением является развитие центральной профсоюзной газеты «Солидарность». В каждую первичную профорганизацию – как минимум один экземпляр газеты, в большую первичную организацию – не менее одного экземпляра газеты на сто человек – это цель, которую ФНПР ставит на предстоящий период. Одновременно мы обязаны развивать все современные формы информирования и пропаганды. От традиционных печатных и электронных СМИ до интернет-вещания, блогов, твиттера.

 

Борьба за социальную справедливость, за повышение жизненного уровня работников – это общая задача профсоюзов разных стран.

 

Отвечая на вызовы, которые бросает миру глобализация капитала, ФНПР, как крупнейший национальный профцентр среди членов Международной конфедерации профсоюзов, полностью и безоговорочно поддерживает призыв: «На глобализацию капитала ответить профсоюзной глобализацией!» Количество примеров такой международной профсоюзной солидарности увеличивается.

 

Иногда нас пытаются столкнуть лбами, заставить конкурировать работников разных стран, принудить видеть в своем иностранном работнике конкурента или даже врага. Но профсоюзы – интернациональная по своему духу и смыслу организация. Пусть по-волчьи, вырывая куски друг у друга живут те, кто привык демонстрировать всему миру капиталистический оскал. А работник работнику – в какой бы стране он ни жил – как был, так и останется – друг, товарищ и брат. ФНПР будет и далее оказывать солидарную поддержку акциям и инициативам Международной конфедерации профсоюзов, Всеобщей конфедерации профсоюзов и братским национальным профцентрам. Весь ход исторического развития в мире показывает – коренные задачи профсоюзов остаются неизменными. А значит, мы всегда будем поддерживать наших братьев за рубежом.

 

Профсоюз – организация, которая интернациональна по своей природе. Россия – многонациональное государство, в котором живут, работают и ищут счастье для себя и своих семей люди разных национальностей. Цель профсоюзов не в том, чтобы нарушить права одних работников в пользу других. Более того, являясь демократической организацией, ФНПР выступает категорически против любых попыток разжигания межнациональной розни как на рабочем месте, так и за его пределами. Российский работник, состоящий в профсоюзе, обладает равными правами на достойное рабочее место, зарплату и защиту своих экономических, социальных и политических прав. Обеспечить и гарантировать реализацию этих прав на всей территории России – от Калининграда до Курил – в равной степени – это великая цель, стоящая сегодня перед Федерацией независимых профсоюзов России.

 

Но профсоюз – это не только борьба за зарплату, рабочее место, достойные условия труда. Мы выступаем за полноценное духовное развитие трудящихся. Это означает равные стартовые условия для молодежи, равные условия доступа к образованию и культурным достижениям. В связи с этим мы выступаем против любых законопроектов о платности профессионального образования.

 

Перед российскими профсоюзами сегодня стоят исторические вызовы.

 

Нам предстоит огромная работа. Более того – борьба.

 

Но я уверен, что в этой борьбе победа будет на нашей стороне.

 

И наша солидарность является тому основой.

 

А борьба – это нормально.

 

Без борьбы нет победы!

 

Источник: официальный сайт Федерации независимых профсоюзов России

Города-Герои
Города воинской славы
Российской Федерации
Государственные награды
Российской Федерации

Герои России

Кавалеры ордена
Святого апостола
Андрея Первозванного
Кавалеры ордена
«За заслуги перед
Отечеством» I степени
Лауреаты
Государственных премий
Российской Федерации
Лауреаты премий
Президента России
в области науки
и инноваций
для молодых ученых
Премия
Президента России
для молодых
деятелей культуры
Лауреаты премий
Правительства России
Наградные программы
и проекты, реализуемые
в соответствии с указами
и распоряжениями
Президента России
Лауреаты/победители
общероссийских
профессиональных
премий и конкурсов,
других авторитетных
национальных
наградных проектов
  2012 ГОД
Указы Президента
Российской Федерации
о награждении государственными наградами, 2012 год
  2011 ГОД
Указы Президента
Российской Федерации
о награждении государственными
наградами, 2011 год
  2010 ГОД
Граждане России, удостоенные государственных наград Российской Федерации посмертно, 2010 год
Граждане России –
кавалеры орденов
Российской Федерации,
2010 год
Граждане России, удостоенные
почетных званий, 2010 год:
«Летчик-космонавт Российской Федерации»;
«Народный артист Российской Федерации»;
«Народный архитектор Российской Федерации»;
«Народный учитель Российской Федерации»;
«Народный художник Российской Федерации»

Иностранные граждане,
удостоенные
государственных наград
Российской Федерации,
2010 год

Граждане России, удостоенные государственных наград Российской Федерации
за самоотверженные действия в экстремальных
условиях, 2010 год
Работники отраслей промышленности и АПК, удостоенные государственных наград Российской Федерации
за достижения в труде,
2010 год

 

   
  Уважаемые друзья! Электронное периодическое издание «Трудовая слава России», www.slavatrud.ru, начавшее работу 1 января 2011 г., стало первым общероссийским медиа-проектом, специализирующимся на освещении созидательных событий национальной жизни. С 11 февраля 2013 г. проект развивается в формате сетевого издания «Время России» по адресу www.времяроссии.рф. Тематика остается прежней. Она выражена в слогане: «Говорите о главном!», и подзаголовке: «Летопись национального созидания и ратной доблести». Интернет-ресурс «Трудовая слава России» временно переходит в архив. В перспективе на этой площадке планируется создать не имеющий аналогов Интернет-ресурс, акцентирующий внимание на персональных трудовых достижениях наших сограждан. Живем по «Времени России»! Перейти в новое пространство проекта >>>